Муниципальное дошкольное образовательное 

учреждение

детский сад № 52

Советы специалистов

 

 

В помощь родителям

«Уроки логопеда»

 

Почему ребёнок плохо говорит?

"Рекомендации родителям по развитию речи детей в семье"

 

     За последние годы все больше детей нуждаются в помощи учителя-логопеда. К сожалению, в специализированное дошкольное детское  учреждение дети с речевыми нарушениями попадают только перед школой, в лучшем случае после пяти лет, и самый значимый для развития ребенка возраст — до трех-пяти лет — оказывается упущенным. 

     Родителям целесообразно знать об особенностях речевого развития, поэтому мы предлагаем для них курс консультаций на тему: "Развитие речи у детей дошкольного возраста".   

 

Развитие речи у детей дошкольного возраста

 

Возрастной период

Особенности развития речи

Рекомендации

1-й год жизни

Развитие речи ребенка начинается с 1,5 месяцев. Вначале появляется гуление: гласные звуки «аа», «оо», «ау».

2 месяца – гуление усложняется с включением согласных звуков – «гу» или «бу», «эы».

 

2-3 месяца  - нечеткое бормотание: «аа», «га», «ги», «кхы».

 

4 месяца – протяжное произнесение  звуков: «аль-ле-е», «лы-алы».

 

В 5-6 месяцев – лепет. Отдельные звуковые сочетания: «на», «ка», «га». Развивается понимание речи окружающих.

 

В 7-8 месяцев – ясно выражен лепет, слоги типа: «ба-ба», «да-да». В первую очередь дети начинают различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия.

 

К 9-10 месяцам ребенок произносит отдельные слова, состоящие из однозначных парных слогов: «мама», «баба».

 

К концу года появляются целые слова типа: «мама», «папа», «дядя». Ребенок четко произносит гласные: «а», «о», «у», согласные: «м», «б», «к», «г». Словарный запас 8-12 слов. Первые слова у девочек – в 8-9 месяцев, у мальчиков – в 11-12 месяцев.

 

До начала развернутой речи ребенок понимает 50-100 слов.                                

В период гуления и лепета необходимо вызывать интерес у ребенка к речевым звукам, поощрять малыша слушать и произносить звуки в целях укрепления речевых органов, а позднее развивать понимание речи.

 

В целях развития слуха необходимо повторять вслед за ребенком то, что он произносит. Показывая игрушки, обязательно надо называть их. Одевая и купая ребенка, следует называть части тела, сопровождая свои действия словами.

 

Наряду с облегченными словами типа «тик-так», «тук-тук», «мяу» необходимо называть полные словая. Обозначающие предметы.

 

2-ой год жизни

Ребенок активно подражает речи взрослых. Знает названия многих предметов, движений («сядь», «возьми», «отнеси»). К 1,5 годам произносит почти все гласные и согласные: «м», «п», «б», «к», «г», «т», «д», «н», «в», «ф», «х» и звук «и».

Многие из согласных произносит смягченно («дай» - «дяй»).

Пользуется звукоподражательными словами: «ав-ав» (собака), «мяу», «би-би» (машина). Вместо целого слова произносит ударный или первый слог: «ку» (кукла), «са» (собака).

Наступает период самостоятельного произнесения осмысленных слов. Активный словарь к 2-м годам составляет 400 слов. Усваивается речевая интонация. В многосложных словах ребенок пропускает слоги, заменяя одни звуки другими («маина» - машина, «апипед» - велосипед).

К 1,5 годам ребенок начинает пользоваться фразами из 2-3 слов, к концу 2-х 3-5 слов. В это время он начинает различать единственное и множественные числа. Слова ставит в правильных падежах и глаголах.

Необходимо развивать стремление у ребенка к разговору с окружающими, добиваться отчетливого произнесения им гласных звуков, обращать внимание на твердость произношения согласных звуков, пополнять словарь ребенка, отвечая на вопрос «что это?».

3-й год жизни

С 2-летнего возраста речь ребенка начинает совершенствоваться: он начинает пользоваться 3-сложными словами («машина», «ворона», «корова»), повторяет за взрослыми сложные слова, свободно связывает слова в предложения («Мама, ты куда пося (пошла)?»).

 

Словарный запас достигает 1000-1200 слов. Ребенок активно пользуется вопросами «Что это?», «Почему?», «Зачем?».

 

Для речи характерна общая смягченность. Шипящие звуки заменяются мягкими свистящими: «зюк» - жук, «сяпка» - шапка, «сенок» - щенок, «тясы» - часы. Твердые свистящие звуки заменяются мягкими: «сянки» - санки, «зяйка» - зайка.

 

У части детей твердые свистящие уже сформированы, согласные «р» / «рь» и «л» отсутствуют или заменяются звуками «ль», «й» («ыба» - рыба, «ябоко» - яблоко, «мей» - мел).

По-прежнему ребенку необходимо постоянное внимание взрослых. Помогать ребенку расширять словарный запас, поправлять неточности в грамматическом строе. Учить правильно строить предложения.

Необходимо удовлетворять любознательность ребенка, помогать ему в правильном формировании звуковой стороны речи, уметь пользоваться силой голоса, темпом речи, интонацией, приучать ребенка прислушиваться к окружающим его звукам, отличать их на слух при разном звучании, определять их место, укреплять артикуляционный аппарат гимнастикой (дуть в трубочку, кучерское «тпру», подражать животным).

4-й год жизни

Активный словарь – 2000 слов. Ребенок начинает пользоваться развернутой фразой, строит сложные предложения.

 

Растет его интерес к звучащему слову, к «устройству» речи. Он начинает создавать новые слова: «копатка» (лопатка). Интересуется происхождением и значением слов («Почему слона зовут слоном?»).

 

Звукопроизношение ребенка еще не всегда внятное и отчетливое. Произнося слова, он нередко опускает отдельные звуки, особенно при стечении согласных («пигвин» - пингвин), заменяет одни звуки другими («лакета» - ракета). У некоторых детей сохраняется общая смягченность речи.

Работу над звуковой стороной речи следует вести в 2-х направлениях:

  • Развитие речевого слуха (правильное восприятие звуков речи, темпа, громкости, интонационной выразительности);

  • Совершенствование произношения.

Важное место в речевых занятиях с ребенком должна занимать тренировка артикуляционного аппарата.

Необходимо учить ребенка управлять силой голоса, темпом речи, различать громкость речи окружающих.

Особенно внимательно нужно относиться к ребенку, речь которого чрезмерно ускорена. Она нередко является предвестником заикания.

Слова, произнесенные ребенком неправильно, повторять не следует.

Вся работа должна проводиться настойчиво, но обязательно в дружелюбном тоне.

5-й год жизни

В этом возрасте речь становится правильнее, разнообразнее, богаче.

 

В ответах появляются первые сложноподчиненные предложения. Активный словарь – 3000 слов.

 

У ребенка совершенствуется звуковая сторона речи, артикуляционный аппарат достигает такой степени развития, что может правильно произносить все звуки. Отмечается чрезмерная «увлеченность» новыми звуками: «жамок»  (замок), «жвеждочка» (звездочка), «рампочка» (лампочка). Многие начинают верно произносить шипящие «ш», «ж», «ч», «щ», «р», «рь», «л».

Ребенку в доступной форме следует объяснить все, что его интересует.

Учить выделять в картинке главное и второстепенное, сравнивать предметы.

Продолжать тренировку артикуляционного аппарата.

Следить за тем, чтобы ребенок отчетливо выговаривал звуки и слова. Продолжать знакомство с новыми словами.

Учить различать сходные звуки: «ш» и «ж», «с» и «ш», «з» и «ж», «щ» и «ч», «с» и «щ», «л» и «р».

Продолжать тренировку речевого дыхания. Вырабатывать умение произносить слова и фразы с различной громкостью, интонацией, в определенном темпе, научить пользоваться логическими ударениями.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»